Нет людей — нет идей: Игорь М. Намаконов отметил актуальность вопроса нехватки кадров на Форуме СПО

28 августа в Калуге на площадке Федерального технопарка профообразования в рамках Форума СПО Федерацией креативных индустрий (ФКИ) совместно с Институтом развития профессионального образования Минпросвещения РФ (ИРПО) была организована панельная дискуссия Вызовы в креативных индустриях. Нехватка кадров». Своим опытом подготовки, поиска и отбора кадров креативной сферы делились представители бизнеса и эксперты инфраструктуры высшего образования.
Открывая дискуссию, генеральный директор ФКИ Игорь М. Намаконов отметил актуальность проблемы нехватки кадров в креативных индустриях:
«Последние пять лет креативные индустрии развиваются динамично, и это приводит, естественно, в первую очередь к запросу на специалистов по разным направлениям. Существующая система образования быстро адаптируется к этому запросу, но все равно не успевает за меняющимися требованиями рынка. Основа креативных индустрий — человеческий капитал. И эта пробуксовка (в системе образования) будет сильно влиять в том числе на развитие смежных процессов в инфраструктуре. Идеи — это результат работы людей. Нет людей — нет идей. Значит, нет процессов, нет креативных продуктов.»
Нехватку кадров как один из главных вызовов в развитии креативных индустрий России выявило исследование «Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде», проведенное Институтом национальных проектов (ИНП) совместно с ФКИ. В исследовании приняли участие 176 экспертов креативных индустрий из 10 регионов России.
«54% респондентов среди главных вызовов для отрасли отметили дефицит квалифицированных специалистов. Этот вызов оказался даже более важным, чем, например, недостаток инвестиций или сложности с выходом на международные рынки. 43% среди основных вызовов указали дефицит квалифицированных управленцев в сфере креативных индустрий», — поделилась мнением экспертов ведущий специалист научно-методического отдела ИНП Асия Бахтигараева.
Насколько субъекты высшего образования вовлечены в решение проблемы нехватки кадров? Как выстраивают механизм взаимодействия с бизнесом? С каким запросом в вузы приходят работодатели? Опытом Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана поделилась Виктория Кораблева, заместитель директора центра «КРЕАТЕХ»:
«В МГТУ знают и понимают проблему нехватки кадров. И одна из задач непосредственно центра “КРЕАТЕХ” — это решение данной проблемы, а именно подготовка специалистов — системных интеграторов. Мы даем ребятам хорошую техническую инженерную базу, чем, собственно, и славится Бауманка уже почти 200 лет, и сверху развиваем у них креативные компетенции: вводим профильные дисциплины и привлекаем к образовательному процессу наших партнеров из индустрии. Она высокотехнологичная, быстро меняется, и мы приглашаем креативных предпринимателей, чтобы они давали реальные кейсы нашим студентам, чтобы те могли их решать, и на основании этих решений обучаться в активном контакте, взаимодействии с нашими партнерами. Регулярно встречаемся друг с другом на мероприятиях и лично, обсуждаем все, что мы можем дать студентам, и как сделать образование, подготовку кадров для индустрии актуальными, чтобы специалисты были востребованы, чтобы они выходили теми, в ком заинтересован рынок.»
О том, как выпускникам системы профобразования находить применение своим навыкам в современных компаниях, рассказал дизайн-директор дивизиона «Цифровой корпоративный банк» ПАО Сбербанк Никита Герасимов:
«Важно понимать: в современном мире редко бывают пожизненные контракты. Проекты запускаются, развиваются и завершаются. Но если специалист показывает себя с лучшей стороны, проявляет креативность и ответственность, ему обязательно предложат новые интересные задачи. Не менее значимы и стажировки уже во время обучения. Очень часто именно стажёры становятся надежными и перспективными сотрудниками, которые заряжены энергией и по-новому смотрят на привычные задачи. Компания в этом случае получает свежий взгляд и новые решения, а сам специалист — возможность профессионального роста. Поэтому возвращение к системе среднего профессионального образования открывает большие перспективы: студенты могут раньше пробовать себя в деле и становиться частью профессиональных команд.»
Продолжая тему взаимодействия образования с реальным сектором экономики, Президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий отметил усиливающуюся роль крупного бизнеса в образовании в креативных индустриях:
«Мы сегодня наблюдаем появление вузов, основанных корпорациями: это корпоративные вузы СБЕРа, Т-Банка, Яндекса и т.д. Они начинают готовить кадры, которые будут привержены тем же корпоративным ценностям и культуре, что и сотрудники. И это невероятно важно!»
Также эксперт указал на растущую роль преподавателя в среднем профессиональном образовании, который должен давать актуальную базу знаний:
«Сейчас дефицит не кадров, а тех, кто учит. Потому что в СПО не торопятся идти люди с опытом в бизнесе. А сейчас нужны наставники, к которым будут тянуться студенты. И в этом случае надо активнее выстраивать взаимодействие с реальным сектором: стажировки, совместные проекты и т.д.», — подчеркнул Виталий Ставицкий.
Заместитель директора «Сибирского центра дизайна» Национального исследовательского Томского государственного университета, эксперт центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ИРПО по направлению «Промышленный дизайн» Анастасия Воронина-Даринцева рассказала, какие дисциплины нужны выпускникам, чтобы работать на промышленных предприятиях прямо сейчас:
«В рамках первоначального этапа нами было проведено детальное исследование рынка труда, которое показало устойчивый спрос на специалистов, обладающих технико-дизайнерскими компетенциями. Глубокий анализ требований работодателей выявил необходимость углубленной практической подготовки по ключевым направлениям. Наиболее востребованными компетенциями являются: 3D-моделирование и визуализация, работа с системами автоматизированного проектирования, техническое черчение и проектирование, знание материаловедения и технологий производства, а также навыки прототипирования и макетирования. Для каждой дисциплины был подготовлен учебно-методический комплекс, включающий методические рекомендации по выполнению практических занятий и оценочные средства, разработанные с учетом требований профильных предприятий-партнеров. Особое внимание было уделено созданию практикумов на основе реальных кейсов от российских компаний, что позволяет обеспечить максимальное приближение образовательного процесса к производственным реалиям.»
Подводя итоги дискуссии, проректор ИРПО и руководитель проекта по созданию колледжей креативных индустрий Иоанн Клиндухов подчеркнул, что решение задачи дефицита кадров лежит исключительно в плоскости выстраивания взаимодействия системы образования с предприятиями креативной сферы:
«Дефицит кадров в креативных индустриях — это системный вызов, который невозможно решить усилиями только образовательных организаций или только бизнеса. Панельная дискуссия показала, что необходима работа на стыке всех участников процесса — колледжей, университетов, индустрии и профильных объединений. Именно такое взаимодействие позволяет выстраивать непрерывную систему подготовки — от школ и колледжей до вузов и практики — и формировать специалистов, способных отвечать на запросы экономики и общества.»