Перспективные направления развития креативной экономики России в cреднесрочном периоде

Исследование Федерации креативных индустрий и Института национальных проектов о тенденциях в экономике и перспективных направлениях креативного сектора на ближайшие годы

Креативная экономика России в период структурных шоков 2020-2023 гг.

С чем столкнулись креативные индустрии?
Резкое падение глобальной индустрии офлайн-развлечений и медиа на фоне форсированной цифровизации (2020 г.)
Превосходящие ожидания темпы развития искусственного интеллекта (2022-2023 гг.)
Санкционные ограничения, уход иностранных игроков и отъезд части специалистов
Снижение экспорта и импорта креативных услуг в России за первое полугодие 2023 г. 
по отношению к первому полугодию 2022 г. на 53% и 38% соответственно.
Экспорт креативных услуг за первое полугодие 2018 - 2023 гг., млрд. долл.
Импорт креативных услуг за первое полугодие 2018 - 2023 гг., млрд. долл.
Услуги в области рекламы, исследования рынка и выявления общественного мнения
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Услуги в области архитектуры, инженерные и прочие технические услуги
Аудиовизуальные и связанные с ними услуги
Прочие услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха (прочие)
Компьютерные и информационные услуги
Плата за пользование интеллектуальной собственностью

Ключевые выводы исследования

иконка 1
Резкое падение глобальной индустрии офлайн-развлечений и медиа на фоне форсированной цифровизации (2020 г.)
иконка 2
Главная проблема креативного сектора России на ближайшее десятилетие – кадры. Искусственный интеллект – возможность, а не угроза
иконка 3
Необходимость дифференцированной стратегии развития для разных креативных индустрий

Цель исследования и основные задачи

Цель исследования:
определение перспективных направлений развития креативной экономики России в среднесрочном периоде
Задачи исследования:

Представители креативной экономики должны перспективы развития этой сферы в ближайшие годы. Это откроет для них возможность работать на будущее – и если не сегодня, то завтра занять новые ниши

Шоки 2022 г. могли привести к изменениям «болевых точек», характерных для российских креативных индустрий. Понимание основных проблем и «узких» мест необходимо для объедения и кооперации представителей креативного сектора друг с другом для решения общих проблем. Это в том числе может способствовать проектированию наиболее востребованных мер развития креативной экономики.

Последовательная политика относительно креативных индустрий невозможна без ясного понимания со стороны представителей власти целей и приоритетов поддержки креативной экономики. Это особенно важно в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за внимание и поддержку властей креативного сектора с другими секторами экономики. В свою очередь, для креативного сообщества это нужно как для усиления переговорной позиции перед государством, так и для понимания собственного потенциального вектора развития.

Методология:

включая анализ международных и российских аналитических отчетов, научных статей и статистических данных

с экспертами в области науки и образования, интеллектуальной собственности, информационных технологий, а также с представителями институтов развития, инвестиционных платформ и отдельных креативных индустрий

176 экспертов
10 регионов
Все виды креативных индустрий

Зарождающиеся тренды креативной экономики России

Для кого актуально исследование

Для представителей бизнеса
чтобы понимать перспективные ниши креативного сектора экономики
Для экспертов
чтобы видеть ключевые тренды развития креативной экономики и актуальные проблемы сектора
Для представителей власти
чтобы уточнить цели и приоритеты поддержки креативной экономики
ковычки
Креативные индустрии, объединенные с цифровыми платформами – то, над чем сегодня нужно думать, потому что цифровые платформы – это экономичный способ масштабировать наши нестандартные результаты и поставлять их на мировой рынок
Аузан фото
Александр Аузан
декан экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, научный руководитель Института национальных проектов, куратор исследования
ковычки
Креативные индустрии глокальны. И сегодня это особенно важно для России. Чем больше мы понимаем свои локальные особенности (от маленькой деревни до целой Республики) и умеем их упаковать в креативные продукты, тем интереснее мы для внутреннего и, тем более, для зарубежного потребителя
Игорь М. Намаконов
генеральный директор Федерации креативных индустрий

Организаторы

logo fki
Logo INP

Генеральный партнер

Генеральный партнер

Получить полный документ исследования