Итоги конкурса-лаборатории «Театр без границ». Интервью с участниками
24 ноября прошел финал конкурса-лаборатории среди молодых режиссёров «Театр без границ», разработанного Федерацией совместно с Биеннале театрального искусства и фестивалем «Уроки режиссуры».
Финалистами стали 7 молодых режиссёров:
— Олег Билик
— Артём Галушин
— Мария Зелинская
— Элина Куликова
— Александра Ловянникова
— Елена Ненашева
— Илья Харланов
Призовые места распределились следующим образом:
1 место — Артём Галушин
2 место — Елена Ненашева
3 место — Элина Куликова
Мы взяли интервью у победителей, участников и жюри конкурса.
Победитель конкурса Артём Галушин о работе над проектом:
«В работе над эскизом самое интересное – это искать новую форму, новую театральность. «Театр без границ» расширяет возможности театра, ставит новые, интересные задачи в реализации спектакля, наталкивает на поиск и позволяет сделать что-то новое. Мне нравится, когда актёр и зритель находятся максимально близко друг к другу, ведь именно в этот момент зритель погружается в спектакль, и действие становится частью личного опыта для него».
Елена Ненашева, занявшая 2 место, рассказала о вызовах проекта:
«Главным вызовом для нас было театральное пространство, ведь спектакль мы планируем играть в бассейне. Было важно настроиться друг на друга и поймать ощущение и ритм воды.
Если говорить о напутствиях начинающим режиссёрам, то нужно не бояться рисковать и много работать, это комбо всегда приносит результат. А ещё ставить всегда только то, что действительно волнует вне зависимости от того, модно ли это».
Элина Куликова о проекте и возможных коллаборациях в современном театре:
«Я более чем уверена, что проект перспективный, потому что именно совместная работа, которая была возможна с представителями креативных индустрий, стала ценным ресурсом проекта. Всё то, что мы предложили, театру не хватает — это и технологическая поддержка с новыми решениями, и коллаборации.
Я занимаюсь большим количеством независимых проектов и, не работая штатным режиссером в государственном театре, понимаю, что единственная экономическая модель существования для современных театральных проектов, которая сейчас возможна, это коллаборации. За этим будущее.
«Театр без границ» — это возможность придумывать и творить без ограничений. Ограничений, связанных с цензурой, с четкими временными рамками, чтобы не было необходимости идти на компромиссы. Отсутствие компромиссов и исполнение мечт и являются «Театром без границ».
Финалисты проекта поделились своими мыслями и впечатлениями от проекта.
Олег Билик о том, что было самым сложным в работе над эскизом:
«Всегда сложнее всего именно организационный момент, т.е всё и всех организовать. Интересно и приятно заниматься процессом создания, придумывания, а вот производственные дела — это сложнее всего.
А ещё была некоторая сложность с желанием всё сделать понятным. Иногда хотелось проиллюстрировать что-то, сделать яснее. Тут нужно было сфокусироваться на ощущениях, и мне кажется это получилось в эскизе: создать именно ощущения, а не иллюстрацию».
Илья Харланов о процессе создания эскиза:
«Было довольно легко и приятно работать, если говорить о самом процессе и людях, подключённых к нему. Я всех за два ZOOMа полюбил. Сложно было уложиться в 15 минут эскиза — разбить трёхчасовую космогонию так, чтобы её части говорили так же, как и целое. И о том же самом».
Александра Ловянникова о будущем коллабораций театра и креативных индустрий:
«У подобного вида театра не то что огромное будущее, у него огромное настоящее. Театру важно осваивать нетеатральные пространства, меняя взгляд зрителя на эти объекты и помещения.
Например, наш спектакль «Театр и Библиотека: Лис в библиотеке». В чём его плюсы? В том, что люди приходят в библиотеку, понимают, что в ней — дружественное пространство. Они понимают, что оно интересное. И таким образом понимают, что у них есть прекрасная библиотека не только с книгами, но и с коворкингом и Wi-Fi, в которую они даже не заглядывали. И, как результат, они начинают ходить в неё».
Мария Зелинская о решении принять участие в конкурсе:
«Я решила принять участие в конкурсе, потому что, помимо традиционного театра, мне нравится близкий контакт со зрителем, который возникает в иммерсивных спектаклях. К тому же, я давно хотела сделать что-то на тему поисковых отрядов.
«Театр без границ» для меня — это новые, непривычные для театра темы, и новая, почти стёртая, дистанция со зрителем, когда тот, кто пришёл на спектакль так же важен, как тот, кто его ведёт».
Мария Гальперина, один из членов жюри конкурса поделилась своими впечатлениями:
«Очень непростая задача из семи сильных работ в виде пятнадцатиминутных эскизов, почти готовых постановок, глубоких, необычных, живых, выбрать всего три, которые получат деньги на то, чтобы быть реализованными.
Надеюсь, что воплотятся не только работы лауреатов, но и всех номинантов, поскольку сделаны были они профессионально, во всех чувствуется талантливый почерк и очень тщательная проработка!
Мы живем в счастливое время творческой свободы поиска новых форм и смыслов! Удачи и новых свершений всем участникам проекта!»
Подробности о конкурсе на сайте театрбезграниц.рф